Екатерина Савина
Обычно на первичный прием сначала приходят родители или супруги наркоманов. Это связано с характерным свойством зависимости: наркоман делает всё, чтобы не начать выздоравливать. Отрицание факта своей зависимости не только в общении с ближними, но и для себя самого.
Близкие наркомана, безнадёжно проигрывая в спорах с ним, наконец, приходят за помощью. После встречи с ними социального работника или священника, на консультацию может прийти наркоман. Каким образом лучше построить беседу с ним, какие основные события должны произойти?
Самое главное — должна состояться встреча. Кто пришел на неё?
Перед Вами человек, который попал в ловушку: он только хотел безопасно употреблять наркотики и недолго. Он видел, что его товарищи без видимых последствий употребляют то, что они называли безобидно и привлекательно — и рискнул начать. После короткого безоблачного периода начались беды и проблемы, которые удавалось сгладить в своем сознании вновь употреблением.
Это именно грех, ошибка: человек хотел жить хорошо и подумать не мог о тех ужасах, которые его ждали впереди. Очень похоже на табак: сколько людей продолжают курить, несмотря на грозные предупреждения, напечатанные на пачке: «Это не обо мне». Поняв, насколько серьёзны его проблемы, наркоман много раз пробовал остановить употребление — и увидел, что он в западне, из которой ему выбраться не удаётся.
К тому же, отрицание зависимости, её причин и последствий помогает ему «обустроиться» в зависимости, но не позволяет выйти из неё. При этом наркоман ужасным образом разрушает жизнь всех людей, которые находятся рядом с ним, используя их для своего употребления. Лучше сказать, что это делает его зависимость, а не он сам, потому что наркоман по-прежнему любит близких, старается жить правильно, не делать зла, но каждый раз, когда он сталкивается с необходимостью употребить наркотик, побеждает зависимость.
Живя такой жизнью много лет, наркоман постепенно всё хуже слышит голос своей совести, привыкая к злу, и даже, вероятно, проходит в этом несколько дальше, начиная радоваться злу и не отличая его от добра. В то же время, наркоман вполне вменяем, он осознает, что делает зло, и может не разрушать свою жизнь и жизнь близких, если только ему правильно помогут в этом.
И если он сам позволит, чтобы ему помогли, действительно захочет изменить свою жизнь. Однако сам он сделать это не в силах — даже если громко заявляет обратное. Наркоман — страдающий человек, он грешник, который, по словам св. Ефрема Сирина, «лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови».
Кто же второй участник встречи? Священник или церковный социальный работник, который, в силу своего положения, стремится различить грех и грешника, и потому хочет помочь наркоману начать выздоравливать от наркомании, это первая встреча и от нее зависит последующие спасение души заблудшего грешника.
Поэтому, когда священник или социальный работник говорит с наркоманом, он осознаёт присутствие Бога на этой встрече, Который будет помогать достучаться до наркомана. Кроме уместной здесь внутренней молитвы, на практике это Присутствие помогает избежать понятных ошибок осуждения, надмения или поучений; или, напротив, соскальзывания в обсуждение тем, которые второстепенны или неуместны.
Могут быть, конечно, небольшие вопросы: как быть с остатками надежд на сохранение работы, или стоит ли лечить зубы прямо сейчас — их непременно нужно обсудить, уважая их значимость для наркомана. Но не стоит вести пустые разговоры о политике государства в этой области, отличиях между наркотиками или «кто виноват». Сейчас нам нужно решать «что делать».
Мы говорим здесь об установлении контакта. Если он состоится, то именно через этот контакт и войдет в душу нашего наркомана информация о возможностях выздоровления, надежда на него, доброе отношение и уместная критика его поведения. Не будет контакта — все слова будут сказаны не просто зря, но вызовут новую волну гнева и отчаяния наркомана. Негативный опыт здесь — не просто неудача, но значительный откат назад, потому что мы сейчас говорим с наркоманом от имени Церкви, и неудача здесь может иметь длительные негативные последствия отторжения от Церкви, с чем часто приходится иметь дело.
Поэтому не нужно форсировать контакт, пытаясь за одну консультацию вылечить наркомана или хотя бы сформировать мотивацию к выздоровлению. Успех консультации будет уже в том, что наркоман согласится прийти сам во второй раз.
Контакт в этой ситуации скорее формируется, если вам удастся говорить в форме диалога. Контакт — это контакт именно двух личностей, и если вы «спрячете» себя за ширму статуса, контакт не состоится: нам нужно установить контакт с наркоманом, сохранив фокус внимания на нём, а не на себе. Если, например, социальный работник — бывший байкер, то можно упомянуть об этом, что повысит, вероятно, уровень доверия между вами, но пуститься в воспоминания — будет означать «приятно побеседовать» о другом.
Перед нами невыносимо высокий пример отца из притчи о блудном сыне, который принял сына — ещё не исправившегося! — но вернувшегося домой. Дом нашего наркомана — Церковь, и нам нужно стремиться быть в позиции отца, или любящего старшего брата.
Большой закономерной удачей в такой консультации станет Богом данная вам возможность начать решать какие-то жизненные задачи вместе. Например, наркоман нуждается в том, чтобы возобновить ВИЧ-терапию, а вы знаете, к кому обратиться для того, чтобы сделать это быстро и грамотно. Или у наркоманки маленький ребёнок!
Например, наркоман говорит, что у него часто такая сильная тяга (навязчивое желание употребить наркотик), что все мысли о возможности жить трезво тогда кажутся ему безумием. Вместо этого он может думать только о том, как побыстрее найти наркотик! На это вы можете сказать, что тяга — это не повод для употребления, а повод для того, чтобы поработать с ней.
В конце консультации всё же нужно подвести итог и сформулировать ваши предложения. Они могут быть простой рекомендацией пройти курс реабилитации в подходящих именно этому человеку центрах. Все люди разные, и центры разные, что сильно связано с личностью руководителя центра, поэтому необходимо понять, где именно этот человек может получить помощь наилучшим образом. Консультант может уточнить в Координационном Центре наличие мест в них.
Например, наркоману, сомневающемуся в том, что он, с его большим стажем употребления наркотиков, имеет возможность выздоравливать, можно посоветовать сходить на собрание групы самопомощи, послушать и посмотреть. Вероятно, он сумеет отличить ложь от правды, и если там действительно есть люди с большим стажем употребления и очевидной благополучной трезвостью сегодня, он убедится в том, что это возможно. Может, кстати, спросить их, как они этого достигли… сами, или им помогли?